Сегодня потребители косметики уделяют большое внимание экологичности упаковки, тестированию на животных, веганскому составу формул. Тренды ответственного производства, устойчивого развития, этичности становятся не менее важными при выборе производителя и продукта, чем эффективность или цена. Компания Innova провела исследование и выяснила, что интересует потребителей. Это меры по энергосбережению при производстве, воспроизводимость материалов, содержание пластика в составе упаковки, жизненный цикл переработки и другие вопросы.
В чем проблема?
Каждый год в разных странах мира производится свыше 120 миллиардов единиц упаковки для косметики. Большая часть выполнена из пластика — он недорогой, легкий, упрощает процесс изготовления. Однако этот материал разлагается в течение нескольких столетий, загрязняет окружающую среду, угрожает экосистемам, в том числе Мировому океану.
Согласно современным исследованиям, только 9 % от объема упаковки для бьюти-средств отправляется на переработку и используется повторно. Частично в этом вина потребителей, которые не занимаются сортировкой отходов. Но не всю упаковку от косметических товаров можно сдать в пункты приема вторсырья. К переработке принимают безоговорочно флаконы с маркировкой 1, 2 и 5, не принимают или принимают с ограничениями материалы 3-го (ПВХ), 6-го (ПС) и 7-го (комбинированного) типов. Сложность состоит в том, что в одной банке часто используются разные полимеры для тела, крышки, вставки, и по закону производитель не обязан указывать их точный состав. Особую проблему представляют композитные саше, флаконы и пакеты из комбинированных материалов (сверху пленка, внутри фольга), которые не подлежат переработке.
Движение в правильном направлении
Угрозы экологии постоянно растут, но производители бьюти-индустрии не закрывают на них глаза. Так, Lush, M·A·C, Kiehl’s, Faberlic и другие бренды принимают пустые флаконы от собственной продукции на переработку в фирменных магазинах. Бренд Origins демонстрирует максимально ответственное отношение: в корнеры можно сдавать упаковку от косметики любого производителя.
Компания Perilis из Болгарии — один из ведущих производителей косметических товаров на родине, а также в Италии, Румынии, Греции, Франции. Бренд выпускает как непосредственно бьюти-средства, так и упаковку для них. Эксперты марки отмечают постоянный рост спроса на экотару в мире. На ее долю сейчас приходится 20 % от общего объема выпускаемой упаковки (пластик и картон GC1). Компания уверенно инвестирует в эту сферу, так как тенденция на использование экологичных материалов сохранит актуальность в будущем.
Помимо заботы о собственной упаковке, пониженном энергопотреблении, ограничении вредных выбросов в атмосферу, комбинированном или безотходном производстве, бьюти-компании поддерживают сторонние инициативы в области экологии. Ежегодно крупные игроки рынка выделяют большие суммы на программы сохранения лесов, минимизацию загрязнений воздуха, очищения Мирового океана и поддержания жизни планктона. Эти и другие инициативы помогают сделать планету чище и сократить последствия многолетнего бесконтрольного производства пластика.
Косметика без упаковки
В ремесленных лавках и фирменных корнерах брендов-экоактивистов можно найти «голую» косметику (naked products), у которой в принципе нет индивидуальной упаковки. В числе таких средств сухие продукты: шипучие шары для ванны, зубная паста в таблетках, порционные скрабы, мыло ручной работы, твердые шампуни и кондиционеры для волос. Продавец заворачивает выбранные товары в кулек из биоразлагаемой бумаги или в коробку из крафтового неотбеленного картона.
«Голая» косметика выгодна как для производителя, так и для потребителя. Во-первых, сокращается загрязнение планеты пластиковым мусором, который разлагается веками. Во-вторых, цена таких товаров ниже, ведь зачастую на упаковку приходится от 20 % стоимости продукции.
Потенциал бумаги и картона
Картонная и бумажная упаковка отвечает основным требованиям, чтобы считаться экологичной:
- изготовлена из возобновляемого сырья — древесины, которую можно восполнить посредством посадки новых лесов на месте вырубленных;
- допускает вторичное использование сырья — производство из переработанных бумаги или картона не требует траты новых ресурсов;
- повторное использование — коробки и пакеты от косметики можно применять для хранения других товаров;
- безопасность для человека — упаковка не выделяет токсичных веществ при разложении или в процессе использования.
Современные технологии позволяют использовать бумагу в том числе для упаковки жидких и гелеобразных продуктов. Вот несколько удачных примеров.
Корейская марка Innisfree выпустила лимитированную коллекцию увлажняющей сыворотки в увеличенной фасовке в бумажном флаконе. Такой подход сократил долю пластика в упаковке на 52 %. Флакон-скорлупа легко разделяется на две части, если удалить верхнюю этикетку. А внутри него заключена тонкая и мягкая пластиковая капсула.
Экобренд Seed Phytonutrients выпускает шампунь и другие жидкие продукты во флаконах из переработанного картона. Материал укреплен глиной и не разбухает при попадании капель воды — бутылку смело можно использовать в душе. А внутри, как и у сыворотки Innisfree, находится тонкая пластиковая капсула.
Подводя итоги
Несмотря на технологии переработки и вторичного использования, пластик по-прежнему угрожает экологии планеты в мировом масштабе. Потребители все чаще уделяют внимание экологичности упаковки, когда делают выбор в пользу того или иного продукта. Бумага и картон, биоразлагаемые и допускающие рециклинг, становятся безопасной и востребованной альтернативой пластику. Главное условие — упаковка должна на 100 % состоять из одного «чистого» материала, чтобы ее можно было переработать.